среда, 30 июня 2010 г.

Необходимо устранить барьеры

Министр энергетики Российской Федерации Сергей Шматко считает, что глобальный характер энергетических проблем, а также объективная значимость российского ТЭК в мировой энергетике предопределяют особую роль внешней энергетической политики страны:

- В сложившейся структуре российской экономики топливно-энергетический комплекс (ТЭК) не только продолжает оставаться одним из важнейших элементов глобального сектора энергетики, но и играет исключительную роль в экономике России, обеспечивая 29,5% ВВП и 41,5% налоговых таможенных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации.
Перед энергетическим сектором России в настоящее время стоят две имеющие общемировое значение задачи: преодоление негативных последствий глобального экономического кризиса и формирование материальной основы посткризисного развития.
Последствия глобальных катаклизмов
Мировой кризис в разной степени повлиял на отдельные секторы ТЭК. В наибольшей степени он сказался на энергетической и угольной отраслях. Для нефтегазового комплекса России кризис оказался не столь ощутимым. Все крупные инфраструктурные проекты продолжают реализовываться в намеченные сроки, по ним ведутся полномасштабные работы. В то же время ситуация на мировых рынках в 2009 году характеризовалась сокращением спроса и значительной волатильностью цен на энергоресурсы и обострением конкуренции на них.
Более значительным было падение в газовом секторе. По предварительным оценкам, потребление газа в странах дальнего зарубежья сократилось в 2009 году на 8,1%, а экспорт российского газа понизился на 10,3%.
Поэтому утвержденная Правительством Российской Федерации Энергетическая стратегия России на период до 2030 года (ЭС-2030) разрабатывалась в непростое время. Ее главная цель - максимально эффективное использование природных энергетических ресурсов и всего потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышения качества жизни населения страны и содействия укреплению ее внешнеэкономических позиций.
Российский нефтяной комплекс должен будет обеспечить необходимые объемы добычи и экспорта нефти в условиях выхода страны из экономического кризиса, а также необходимый прирост пропускной способности магистральных трубопроводов и экспортных терминалов.
Газовая промышленность
Будет продолжаться активное развитие газовой промышленности – в части ввода в эксплуатацию новых месторождений, строительства новых газопроводных систем, газификации российских регионов, произойдет расширение сферы использования газа в экономике не только как энергоносителя, но и как ценного химического продукта.
В угольной промышленности планируется стабилизация ситуации в условиях снижения объемов производства угля и реструктуризации отрасли.
Единая энергосистема России будет развиваться как путем присоединения к ней ныне изолированных энергосистем и энергообъединений, так и путем развития межсистемных и внутрисистемных электрических сетей всех классов напряжений, в том числе для экспорта электроэнергии.
Мирный атом
В сфере атомной энергетики предусматривается увеличение объемов выработки электроэнергии на АЭС, получит развитие использование малой атомной энергетики, а также модульных высокотемпературных газоохлаждаемых реакторов.
Преобладающими источниками инвестиций по-прежнему будут собственные средства акционерных компаний, как отечественных, так и зарубежных. В ряде случаев, например при модернизации существующих и строительстве новых АЭС и ГЭС, будут привлекаться государственные средства.
Инфраструктурное развитие
Реализуется ряд стратегических инфраструктурных проектов, нацеленных на обеспечение энергетической безопасности и расширение поставок энергоресурсов за рубеж. Из крупнейших можно назвать Балтийскую трубопроводную систему, нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), нефтепровод «Бургас - Александруполис», строительство Трансанатолийского нефтепровода по маршруту Самсун – Джейхан России с привлечением Казахстана и Туркмении. Положено начало строительства газопровода «Северный поток». Предусматривается реализация проектов строительства газопровода «Южный поток».
Глобальный характер энергетических проблем, а также объективная значимость российского ТЭК в мировой энергетике предопределяют особую роль внешней энергетической политики страны. Ее стратегической целью является максимально эффективное использование энергетического потенциала России для полноценной интеграции в мировой энергетический рынок, укрепления позиций на нем и получения наибольшей выгоды для национальной экономики.
Российская Федерация ведет активные энергодиалоги как в многостороннем, так и в двустороннем формате, как со странами-потребителями, так и со странами-производителями и транзитерами энергетических материалов и продуктов. Перечислю лишь некоторые из них. Так, в двустороннем формате мы активно взаимодействуем с КНР, США, Италией, Германией, Венесуэлой и другими странами. В многостороннем формате нашими партнерами являются МЭА, МЭФ, ЕС, мы активно работаем по энергетической проблематике в рамках таких организаций и объединений, как АТЭС, Каспийский форум, БАСРЭК, и других. В этой же связи нельзя не упомянуть об образовании недавно еще одной значимой международной организации, которая уже становится весомым субъектом глобального энергодиалога. Я, конечно же, имею в виду Форум стран - экспортеров газа. Уверен, что эта организация станет таким же авторитетным международным институтом, как МЭА, ОПЕК и другие.
В рамках энергодиалогов мы пытаемся преодолеть имеющиеся неопределенности будущего развития и риски различными методами. В отношении инвестиционных проектов это достигается через заключение соответствующих межправительственных соглашений. Дополнительную стабильность энергетическому сотрудничеству дает использование долгосрочных контрактов на поставки энергоресурсов.
Международный диалог
При этом хочу особо подчеркнуть, что накопленный Россией в ходе различных энергодиалогов опыт свидетельствует о необходимости прочной правовой базы энергетического сотрудничества. Можно констатировать, что в настоящее время она практически отсутствует. Ряд попыток создания чего-либо подобного на региональном уровне успехом не увенчались. Такая оценка правомерна и по отношению к международным организациям. В ВТО режим торговли энергетическими продуктами или не прописан вообще, или прописан очень слабо.
Такая ситуация стала одной из причин, по которой Президент Российской Федерации выдвинул Концептуальный подход к новой правовой базе международного сотрудничества в сфере энергетики. Он призван решить проблемы, которые не смогли решить существующие правовые механизмы, в частности проблема транзита (Украина, Белоруссия, Малаккский пролив, сомалийские пираты и др.); условия для взаимопроникновения инвестиций между странами-производителями и странами-потребителями. Не подлежит отрицанию, что страны-потребители различными методами ограничивают инвестиционную активность производителей, особенно когда это касается энергетической инфраструктуры. Серьезной проблемой является отсутствие механизма разрешения споров. Есть и другие.
Решением всех проблем может стать как универсальный международный многосторонний документ, носящий обязательный характер, так и система двусторонних договоров, например в отношении транзита или защиты инвестиций при реализации конкретных проектов. При этом сторонами таких двусторонних соглашений могут стать как страны, так и страны и хозяйствующие субъекты.
В целом это очень серьезный вопрос, который требует тщательного изучения и участия в выработке возможных решений максимально возможного количества стран-производителей, потребителей и транзитеров.
Наряду с этим необходимо вести такую же работу и в смежных областях. Я имею в виду прежде всего проблему климата. При этом мировому сообществу навязывается мнение, что наблюдаемые нами изменения климата являются результатом исключительно антропогенного воздействия. Хотя научная дискуссия на эту тему далеко не закончена.
Уже сейчас мы начинаем наблюдать появление так называемого углеродного протекционизма или углеродных барьеров. Через введение разного рода ограничений, связанных с выбросами, странам навязываются такие условия и темпы технологического перевооружения, которые несоразмерны с экономической целесообразностью и их инвестиционными возможностями.
Альтернативная энергетика
С этой проблемой неразрывно связаны и вопросы новых и нетрадиционных источников энергии. В этих рамках хочу привлечь внимание к таким вопросам, как место в энергетическом балансе биотоплива и сланцевого газа. Я бы призвал проявить здесь особую осторожность. Так, использование биотоплива неразрывно связано с очень серьезной темой продовольственной безопасности, а экологические последствия и экономические аспекты добычи сланцевого газа еще не до конца понятны.
Подытоживая вышесказанное, мы логично приходим к выводу, что наша общая задача - содействовать снятию всех барьеров, препятствующих реализации коммерческих энергетических проектов, основанных на использовании передовых технологий уже сейчас. Бизнес не должен ждать появления каких-либо дополнительных условий, решений регулирующих органов и т.д.

Врезы:
Решением всех проблем может стать как универсальный международный многосторонний документ, носящий обязательный характер, так и система двусторонних договоров, например в отношении транзита или защиты инвестиций при реализации конкретных проектов
***
Использование биотоплива неразрывно связано с очень серьезной темой продовольственной безопасности, а экологические последствия и экономические аспекты добычи сланцевого газа еще не до конца понятны
***
Уже сейчас мы начинаем наблюдать появление так называемого углеродного протекционизма или углеродных барьеров
***
Крупнейшие инфраструктурные проекты: Балтийская трубопроводная система, нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), нефтепровод «Бургас - Александруполис», строительство Трансанатолийского нефтепровода по маршруту Самсун – Джейхан России с привлечением Казахстана и Туркмении

Комментариев нет:

Отправить комментарий