суббота, 26 июня 2010 г.

Модернизация систем теплоснабжения

Модернизация систем теплоснабжения
Комплексный подход позволяет планировать мероприятия на длительный период, считает Старший вице-президент по стратегическим коммуникациям и региональной политике ЗАО "Комплексные энергетические системы" Марат Баширов:
- Закон о муниципальной энергетике надо рассматривать в плотной увязке с законом об энергосбережении и энергоэффективности, который был принят осенью прошлого года. Это должен быть единый свод законов, которые позволят решать вопросы модернизации всех систем теплоснабжения в России.
В росте тарифов многие усматривают произвол федеральных и региональных монополистов. Несколько слов в их оправдание. К сожалению, мы живем в экономических условиях, которые задаются органами власти. Вот несколько штрихов к картине роста тарифов на тепловую энергию и ГВС в 2010 году. В первую очередь – рост цен на топливо, в частности на газ. Опять же стоимость железнодорожных перевозок, особенно для станций, которые работают на угле. А вот дальше следуют аспекты, которые, несомненно, нужно предусмотреть в законе о муниципальной энергетике, - отсутствие единого центра и ответственности за совокупный рост оплаты за коммунальные услуги.
Установка тарифов - сфера полномочий субъектов Федерации, а установление, например, нормативов потребления - уже зона ответственности муниципалитетов. Этот разрыв надо иметь в виду.
Оставляю за скобками наши обычные стенания и сетования на высокий физический и моральный износ, но это тоже объективная реальность, и ее нужно все время держать в голове. У нас уже есть системы теплоснабжения, просто взять и выкинуть их нельзя. Как бы мы ни рассматривали вопросы модернизации, хотелось бы построить что-то новое.
В ходе поездки по регионам выяснилось, что одна из причин негативной реакции населения на рост тарифов - забюрократизированная система социальной поддержки. Мы провели исследование по Воркуте, когда готовили материалы для проекта "Воркута - энергоэффективный город", для чего среди прочего провели опрос населения: в какие годы вас устраивали тарифы, а в какие нет. В результате выяснилось, что система социальной поддержки в Воркуте на бумаге есть, а на деле не работает.
Кроме того, хотелось бы отметить: теплофикация, централизованное теплоснабжение находятся в зоне внимания Минэнерго. А муниципальные котельные системы теплоснабжения курируются Минрегионом. Подобная децентрализация приводит к разброду. Нужно рассматривать вопрос в едином ключе: важна эффективная организация всего процесса на уровне города. Нужны единые схемы развития систем теплоснабжения на среднесрочную перспективу. Если же мы решили построить что-то новое или муниципалитет решил поставить малую генерацию, надо действовать по плану.
Я знаю, что Минрегионразвития разрабатывал программы комплексного развития территорий. Подобный принцип выверен и логичен - комплексный подход позволяет планировать мероприятия на длительный период.
Несколько предложений нормативно-правового и организационного характера.
На наш взгляд, для целей анализа и прогнозирования необходимо реорганизовать статистическую отчетность, которая должна включать и потребление электроэнергии, полученной по комбинированному способу, и КПД топливного использования региона, предприятий и конкретно ТЭЦ.
Мы движемся к тотальному «оприборованию» страны. Какие должны стоять приборы учета, какими мы их видим через несколько лет – обычные счетчики или SMART IMS? Все это нужно отразить. Пусть не сегодня дорогие приборы будут устанавливаться, но горизонт будущего должен просматриваться, поскольку это более эффективный подход.
Еще один важный вопрос - совершенствование конкурсной процедуры. В качестве основного критерия при оценке того или иного оборудования должны выступать не цена и стоимость строительства, а термодинамическая эффективность при производстве электроэнергии и минимизация ущерба для окружающей среды. Да, сегодня эта установка дешевле, но если подсчитать урон, который она принесет потребителю, гражданину, окружающей среде в будущем, то становится ясно, что это не тот путь. Пусть он дольше будет рассчитываться за то, что вложила большая энергетика, но будет платить меньше каждый конкретный месяц, это важный момент.
Врезы
Установка тарифов - сфера полномочий субъектов Федерации, а установление, например, нормативов потребления - уже зона ответственности муниципалитетов
***
Одна из причин негативной реакции населения на рост тарифов - забюрократизированная система социальной поддержки

Комментариев нет:

Отправить комментарий