вторник, 29 июня 2010 г.

Малая энергетика: состояние и перспективы развития

Модернизация или децентрализация?
Малая энергетика: состояние и перспективы развития

К концу нынешнего года в соответствии с поручением Президента РФ Кабинет министров должен представить комплекс мер по модернизации энергетики, где одним из пунктов значится необходимость внедрения установок малой мощности в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Развитию муниципальной энергетики было посвящено одно из последних заседаний Комитета по энергетике ГД РФ. Ракурс проблемы: инвестиционная привлекательность этой сферы и стабилизация тарифов на услуги ЖКХ.
Председатель Комитета Госдумы по энергетике Юрий Липатов обозначил тему обсуждения так: «Считаю, что основными причинами дестабилизации ситуации в области энерго- и теплоснабжения муниципальных образований является значительный износ основных производственных энергетических фондов и транспортных сетей. Проблема является комплексной, и для ее решения прежде всего необходимо определить стратегическое направление реализации преобразований в муниципальной энергетике. В частности, необходимо определиться: либо модернизировать существующие, зачастую морально и физически устаревшие мощности и сети, либо в случаях, когда это экономически целесообразно, реализовывать проекты децентрализации, в том числе с использованием местных и распространенных топливно-энергетических ресурсов».
По словам депутата Георгия Леонтьева, Комитет уже не раз обращался к теме малой генерации. Год назад это направление было признано приоритетным в модернизации всей энергетической системы. «Что побудило нас сегодня вернуться к этому вопросу? К сожалению, спустя год говорить о конкретных реальных шагах и результатах не приходится, хотя есть моменты, которые заслуживают внимания. Так, сегодня находятся на утверждении программы по энергоэффективности, содержащие разделы внедрения малой генерации и теплоснабжения. Кроме того, постановлением Правительства РФ утверждена Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства», - сказал депутат.
Ныне требуется более детальное изучение темы. В связи с кризисной ситуацией региональным и муниципальным объектам генерации дано задание скорректировать инвестпрограммы («где-то по времени, где-то и по мощности»). «Это понуждает нас выяснить, - пояснил Георгий Леонтьев, - есть ли место в этой корректировке замене крупных мощностей по тепло- и энергоснабжению на более мелкие. А после посещения регионов вопрос номер один – тарифы на услуги ЖКХ, рост которых взбудоражил население. Опять же следовало посмотреть, какой эффект даст внедрение малой генерации в плане снижения тарифа, в том числе за счет использования местных видов топлива и связанного с этим сокращения транспортных расходов».
Но самое главное – вопрос координации. Мировая практика показывает, что, проводя модернизацию, нужно определиться с тем, кто будет за это ответственным. Этим занимаются два ведомства - Минэнерго и Минрегионразвития, а у семи нянек, как известно, дитя без глаза. «Если мы сегодня обяжем регионы и муниципалитеты заниматься проблемами малой генерации через структуры вертикали этих министерств, ожидания останутся ожиданиями», - отметил депутат.
Правовой аспект
На заседании Комитета было предложено сформулировать проект закона о национальной муниципальной энергетике (либо оформить это самостоятельным разделом в законе об энергетике), где одна из норм будет касаться как раз такой вот самостоятельной структуры, призванной разрабатывать правила поведения всех участников рынка, формировать законодательную базу для муниципалитетов и обеспечивать реализацию этих правил. «Сама структура исполнительной власти, как генератор Программы комплексного социально-экономического развития, формирует составляющую ее часть - развитие энергетического хозяйства территории. Где-то она будет выполнять самостоятельную функцию поставщика с малой генерацией, где-то мы будем отрабатывать режим взаимодействия с основной энергосистемой. Что ни в коем случае не предполагает разрыв или выход из системы, но дает некоторую самостоятельность и инициативу муниципалитетам, в том числе по внедрению распределенной или малой генерации», - выдвинул версию депутат.
В плане программы энергоэффективности в решении заседания Комитета зафиксировано приоритетное внимание отечественным разработкам и технике. Либо непосредственно через отраслевое финансирование НИОКР, тестовых испытаний, пилотных проектов, либо посредством субсидированных кредитов всех уровней власти.
Плюсы малой энергетики
Сегодня в электроэнергетической отрасли отмечается ряд проблем, в том числе значительный износ основных генерирующих мощностей, фактическое невыполнение генерирующими компаниями обязательств, принятых в соответствии с инвестиционными программами. Так, в 2009 году было введено в эксплуатацию всего лишь 19% от запланированного объема теплоэнергетических мощностей.
Между тем развитие муниципальной энергетики путем расширения использования возможностей распределенной и малой энергетики имеет неоспоримые преимущества: сжатые сроки строительства и ввода энергетических мощностей, высокая маневренность «малых» и «средних» электростанций, а также генерирующих источников, производящих электроэнергию в режиме комбинированной выработки тепла и электричества. Таким образом, объекты муниципальной энергетики могут стать полноценным инструментом покрытия потребностей в электроэнергии в период пиковых нагрузок.
Кроме того, объекты муниципальной энергетики, использующие в качестве топлива местные и широко распространенные виды топливно-энергетических ресурсов, повышают энергетическую безопасность и общую эффективность использования топливно-энергетических ресурсов страны.
Понятие «муниципальная энергетика» пока не закреплено на законодательном уровне. Поэтому было предложено определить следующие критерии отнесения энергетических объектов к объектам муниципальной энергетики:
- общая установленная мощность объекта – не более 100 МВТ (выбор максимальной мощности как критерия отнесения объекта к «муниципальной энергетике» обусловлен тем, что именно ТЭЦ общей установленной мощностью до 100 МВТ (включая тепловую мощность) будет вырабатывать тепловую мощность, достаточную для отопления небольшого города с численностью населения до 50 тыс. человек);
- осуществление объектом комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;
- проект в области муниципальной энергетики реализуется частным инвестором на базе принципов частно-государственного партнерства;
- создание и модернизация объекта муниципальной энергетики предусмотрена утвержденной Программой комплексной модернизации коммунальной инфраструктуры муниципального образования, разработанной в соответствии с федеральными и региональными нормативно-правовыми актами;
- объект муниципальной энергетики замещает или является результатом модернизации в муниципальном образовании системы энергогенерации.
Прямо как у Райкина
Выступление Председателя Комитета Государственной Думы по энергетике Юрия Липатова отмечала эмоциональность: вопиющая некомпетентность местных властей должна быть ликвидирована!
По его словам, руководители вновь избранных муниципальных образований в массе своей демонстрируют некомпетентность в вопросах тепло- и энергоснабжения, а потому не в состоянии сорганизовать с субъектами энерго- и теплоснабжения процесс модернизации. Как же у нас будут развиваться территории? Ответ Липатова: федеральная власть должна помочь субъектам РФ и муниципалам решить эту проблему.
Жилищно-коммунальный сектор – самый проблемный и тяжелый с точки зрения модернизации. Тарифы, по словам Юрия Липатова, растут в каждом регионе по разным причинам: где-то идут на превышение, где-то безобразно обращаются с нормами потребления.
Если говорить о Фонде содействия реформированию ЖКХ, который по сути дела отсчитывает последние дни и закончит свое существование (в плане подачи заявок) 1 января 2011 года, то приходится с горечью признать – мало кто о нем знает. «Мы столкнулись с ситуацией, когда руководители крупнейших городов, в том числе и субъектов Федерации, не предпринимают никаких усилий в этом направлении. Яркий пример тому Камчатка: градоначальник, прекрасно зная о существовании фонда, палец о палец не ударил, чтобы оттуда получить средства. Надо же было создавать ТСЖ, подключать прочие механизмы, рекомендованные Минэкономразвития, а это требует знаний и усилий», - негодует Председатель Комитета.
По его мнению, со свободой выбора глав городов и районов мы получили скандальную ситуацию. К власти приходят кто угодно, только не специалисты-хозяйственники. Практика же показывает, если первое лицо не понимает, что происходит, хаос гарантирован. Ситуация с хозяйственной грамотностью, квалификацией сложилась просто критическая. «Абсолютно ясно, что без централизации, полного понимания процесса того, что и как должно делаться на территории (что там должно быть построено, какие под это потребуются источники генерации тепла, электроэнергии, какие коммуникации), дело не пойдет. Печально, но факт – в этом мало что понимают и наши губернаторы. Сложилось по Райкину: одни отвечают за рукав, другие за лацкан, третьи за пуговицы, за костюм в целом – никто», - отметил Юрий Липатов.
Далее он предложил сформировать на базе профильного комитета Государственной Думы совместно с Правительством Российской Федерации рабочую группу по подготовке проекта федерального закона о муниципальной энергетике. Нужен ли он как отдельный документ или как раздел в действующем законодательстве? Об этом придется подумать. «Мы намерены разослать наши предложения в Минэкономразвития, Минрегионразвития, Минэнерго. Пусть поразмышляют и скажут, нужен ли отдельный закон по муниципальной энергетике. Но они обязаны внести ясность, с тем чтобы наконец был прорисован весь механизм взаимодействия, от большой энергетики до малой, причем с участием ресурсоснабжающих организаций», - констатировал глава Комитета по энергетике.
Ключевое звено - муниципалитет
При формировании федеральной инвестиционной программы упор надо делать на регионы, считает исполнительный директор некоммерческого партнерства "Всероссийский теплотехнический научно-исследовательский институт" Анатолий Левинский. Так, по его словам, муниципальная энергетика сегодня как никакая другая отвечает замыслам, которые мы вкладываем в этот термин. Не распределенная энергетика, не новая энергетика, а именно муниципальная энергетика. Тем самым получается, что муниципалитет становится основным звеном.
Анатолий Левинский подчеркнул, что в законе об энергосбережении есть статья, которая говорит о том, что органы местного самоуправления, прежде чем разрешать какому-то инвестору строить новую котельную или традиционный источник, должны дать последнему наиболее полную информацию: что имеется на сегодняшний день, что модернизируется, какой складывается баланс по мощностям, по потреблению, по генплану и так далее. А уже потом можно делать выводы: строить или не строить.
Эта информация, по его мнению, требует более развернутой трактовки в части постановления Правительства. «Я знаю, что Минэнерго в свое время готовило список постановлений. Но все они находятся где-то в начальной стадии. По крайней мере, мы не видим проектов постановлений, которые бы разворачивали реализацию этого закона в части этой статьи», - посетовал Анатолий Левинский.
В отношении инвестиционных программ, по его мнению, «мы деликатно прячемся за кризис и из-за этого меняем инвестиционную программу, корректируем ее. Давайте скажем честно: кризис здесь ни при чем. Мы спонтанно, в срочном порядке верстали программы еще в период РАО, когда не понимали многих моментов. Вот теперь корректируем».
В отношении муниципальной энергетики, считает Анатолий Левинский, надо менять сам принцип формирования инвестиционной программы – надо сделать упор на регионы. Если они в своих программах развития муниципальной, региональной энергетики убедительны - сформированы источники, подобраны инвесторы, - тогда нужна большая инвестиционная программа, которая на федеральном уровне, «условно говоря, будет складываться по остаточному или добавочному принципу -чего системе в целом не хватает, для того чтобы сбалансировать мощности».
Сегодня на практике задачи, поставленные в инвестиционной программе, решают ТГК, ОГК, мнение же региона либо учтено частично, либо под давлением все тех же ОГК, ТГК.
Что же может стать импульсом развития муниципальной энергетики? Прежде всего экономическая мотивация. «Пока не будет четкой, ясной мотивации, муниципальная энергетика будет буксовать. Мы плаваем в верхних перистых облаках, а пора бы спуститься на землю», - считает Анатолий Левинский. И это, по его мнению, однозначно должна быть плата за мощность, в основе которой - установочный тариф.
«В законе об электроэнергетике были прописаны вопросы нетрадиционной энергетики. Статьи непрямого действия, но механизмы были изложены правильно. Почему бы их не расширить и не распространить на муниципальную энергетику вообще?» - предложил исполнительный директор НП «Всероссийский теплотехнический научно-исследовательский институт».
Коснулся он и вопроса захода ТГК на муниципальную собственность. Прежде энергетики сбрасывали все это на откуп муниципальщикам. Сейчас дело обстоит с точностью до наоборот, что вполне логично: там конечный потребитель, там деньги. Но тут должно вступать в действие, по его мнению, антимонопольное законодательство, ведь это локальный монополист, который, как и федеральный, диктует условия в вопросах подключения. Региональные и муниципальные власти ощущают подобное давление.
«Без централизации эту махину не сдвинуть»
Муниципальный комплекс явно требует упорядочения, улучшения, модернизации. А резервы перевода котельных на малую генерацию и местные ресурсы, на рельсы возобновляемой энергетики – весомый ресурс увеличения производства электроэнергии. Таково мнение генерального директора ЗАО «Агентство по прогнозированию балансов в электроэнергетике» Игоря Кожуховского.
«Муниципальная энергетика в основном ассоциируется с теплоснабжением. Она характеризуется преобладанием котельных, большим количеством разнообразных теплоснабжающих организаций. Скажем, в городах с численностью населения 100 тысяч и больше, их более двух тысяч. Если посмотреть на тарифы последних, то это гигантская линейка от 600 до 3000 и выше рублей за гигакалорию, – говорит он. - С другой стороны, большая энергетика - это в основном крупные станции, снабжающие те же самые города электричеством. В малых и средних населенных пунктах не знают, что такое электричество, там знают, что такое тепло. Там нет электриков, умеющих работать с электростанциями. И ТЭУ для большой энергетики, в общем-то, падчерица».
Между тем в целом проблемы муниципальной энергетики, тепловой энергетики не только сказываются на тарифах населения, но и перекладываются перекрестным субсидированием через тепло на рынок электроэнергии.
На взгляд Игоря Кожуховского, граница между большой энергетикой и муниципальной устарела, надо ее ломать и рассматривать комплексно, как единый объект оптимизации.
Ныне в стране, по его словам, производится триллион киловатт-часов электроэнергии. Резерв увеличения, если перевести котельные на малые ТЭЦ в городах, составит порядка 500-800 млрд киловатт-часов. «Это означает изменение всей парадигмы развития ЕЭС России. Изначально она строилась по плану ГОЭЛРО как крупная энергетика. «Во всем мире семимильными шагами идет процесс увеличения удельного веса распределенной энергетики, доходящей до потребителя, в России это тоже должно получить широкое распространение, поскольку несет одни плюсы - повышение эффективности, надежности энергоснабжения потребителей и т.д.», - утверждает Игорь Кожуховский.
Нужно, по его мнению, серьезно и последовательно развивать распределенную энергетику в городах и поселках. Вместо котельных должна быть когенерация, причем в различных ее технологических проявлениях - газопоршневые и газотурбинные установки, более крупные ПГУ ТЭЦ в сочетании с тепловыми насосами, - все это позволяет увеличить выработку тепловой энергии. «Особенно это эффективно с ПГУ ТЭЦ, где тепла производится меньше, а электричества больше. А если прибавить к этому гигантский резерв местных возобновляемых источников энергии, то можно однозначно говорить об успехе», - считает Игорь Кожуховский.
Сегодня Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики находится в стадии корректировки, которая предполагает процесс вовлечения муниципальной энергетики в большую. К 2030 году доля распределенной электроэнергии с 1,5% должна вырасти до 15%. Именно на эту величину разгрузятся большие станции. Они будут выполнять по большей части резервную функцию. «Таким образом, осуществлен серьезный структурный маневр», – резюмировал Игорь Кожуховский.
По его убеждению, замена котельных когенерацией должна проводиться в рамках региональных программ развития коммунальной инфраструктуры. В этой связи он сослался на поручение Президента РФ, сделанное на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в Ханты-Мансийске. Тогда Правительству РФ совместно с субъектами РФ было поручено ежегодное составление региональных программ развития электроэнергетики. Они будут включать и муниципальные разделы по модернизации систем централизованного теплоснабжения. И тут, по мнению Игоря Кожуховского, возникнет масса проблем: утеряна практика подобной работы, недостает проектных сил, отсутствует или недоработана методическая база. Это все нужно восполнять. Требуется проведение масштабной кампании по охвату муниципалитетов подобной работой, привлечению инвестиций в модернизацию коммунальной инфраструктуры.
Он считает, что Министерство энергетики вместе с Минэкономразвития и Минрегионом должны взять на себя координирующую роль. Муниципалитетам же надо вменить в обязанность отвечать за энергоснабжение. Пока что они к этому не готовы, но в течение ближайших трех-пяти лет крайне важно осуществить централизованное руководство процессом модернизации с последующим переходом по мере формирования муниципальных кадров, соответствующих структур на местный уровень. «Мне видится первостепенным сгенерировать именно такой централизованный узел. Это не возврат к советским временам, а сугубо рыночная, адаптированная под вызовы времени конструкция. Без централизации эту махину не сдвинуть», – считает Игорь Кожуховский.
Долгосрочное планирование и частное инвестирование
В Минэкономразвития ищут форму привлечения в ЖКХ и его энергетическую составляющую частного капитала, а также оптимальные формы ГЧП, поведал заместитель директора Департамента государственного регулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности Министерства экономического развития Российской Федерации Виктор Шпелев.
Он особо подчеркнул, что Министерство экономического развития отвечает за государственную политику в сфере регулирования тарифов ЖКХ.
В этой связи выделено три основные задачи. Первая - стимулирование привлечения частного капитала и развитие механизма частно-государственного партнерства. Вторая - переход на регулирование тарифов на долгосрочный период - три, пять и более лет. Третья – снижение издержек и потерь.
Кроме того, в зоне особого внимания - увязка тарифов с уровнями надежности и качества услуг (тарифы должны быть дифференцированы по этим показателям).
Одна из главных тем, над которой работает Минэкономразвития, - развитие механизмов концессий, с тем чтобы в эти сектора пришел частный капитал. «Наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки: через Правительство РФ мы внесли изменения в закон о концессиях.
Сегодня в стадии обсуждения находится вопрос софинансирования со стороны государства в рамках федеральной целевой программы комплексной модернизации ЖКХ. Сложность в соблюдении паритета: нельзя допустить, чтобы государственная помощь замещала частный капитал. Сегодня мы активно ищем формы «сотрудничества» частного капитала и бюджетных средств, с тем чтобы иметь максимальный эффект. Кроме того, прорабатываются вопросы софинансирования через институты развития, через Банк развития», - сказал Виктор Шпелев.
Другим направлением в деятельности министерства является усиление адресной защиты уязвимых потребителей (этот механизм планируется прописать более четко).
Механизм снижения платежа также стоит на повестке дня. Прежде всего речь идет о повышении энергоэффективности. «Наше министерство отвечает за проработку энергосервисных договоров. Полагаем, если задача снижения платежа будет грамотно проработана, это даст должный эффект в плане установки приборов учета. В целом механизмы сегодня прописаны законодательно, но, чтобы это работало, нужно принять подзаконные акты», - подчеркнул Виктор Шпелев.
Еще одно направление - перевод регулирования тарифов с муниципального на региональный уровень. Здесь тоже надо навести порядок. Сам перевод отнюдь не означает, что лишь региональные органы имеют право регулирования. В Минэкономразвития планируют разработать процедуру, согласно которой у региональных властей будет возможность делегировать эту функцию на муниципальный уровень.
Елена Пономарева

Врезы:

Абсолютно ясно, что без централизации, полного понимания процесса того, что и как должно делаться на территории (что там должно быть построено, какие под это потребуются источники генерации тепла, электроэнергии, какие коммуникации), дело не пойдет
***

Сложилось по Райкину: одни отвечают за рукав, другие за лацкан, третьи за пуговицы, за костюм в целом – никто


Надо повысить надежность снабжения потребителей энергоресурсами, производимыми на базе современных экономических и экологически чистых технологических процессов


Физический износ основных фондов котельных - 55%, центральных тепловых пунктов – 50,1%, тепловых сетей – 62,8%, тепловых насосных станций – 52,3%, требуют немедленной перекладки около 16% теплопроводов

Инвестиционная программа ставит задачи, ТГК, ОГК эти вопросы решают, а мнение региона либо учтено частично, либо под давлением все тех же ОГК, ТГК


Комплекс явно требует упорядочения, улучшения, модернизации

Граница между большой энергетикой и муниципальной устарела, надо ее ломать и рассматривать как единый объект оптимизации

Наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки: через Правительство РФ Минэкономразвития внесло изменения в закон о концессиях

Нельзя допустить, чтобы государственная помощь замещала частный капитал

Комментариев нет:

Отправить комментарий