суббота, 26 июня 2010 г.

Основные направления государственной политики и законодательной поддержки гидроэнергетики

Авария на Саяно-Шушенской ГЭС выявила большой круг серьезных проблем в отрасли. В том числе поставила задачу серьезной корректировки системы управления энергетикой. Член Комитета ГД по бюджету и налогам Владимир Пехтин:
- Сегодня перед нами стоит задача - совместными усилиями выработать основные подходы к модернизации гидроэнергетической отрасли.
Как вы знаете, в прошлые годы СССР был одним из флагманов мировой гидроэнергетики, занимая второе место в мире по установленной мощности ГЭС. Сейчас наша страна во многом утратила лидирующие позиции. По экономическому потенциалу гидроэнергоресурсов мы по-прежнему занимаем второе место в мире, но доля ГЭС в общем объеме производства электроэнергии в России не превышает 20%.
Ныне развитие гидроэнергетики, как и энергетики в целом, является важнейшей основой развития экономического потенциала страны. Во время посещения Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным Саяно-Шушенской ГЭС произошло знаменательное событие – был запущен первый восстановленный гидроагрегат. До конца года будут запущены еще три гидроагрегата. Полностью Саяно-Шушенская ГЭС будет восстановлена к 2014 году, и на это будет потрачено около 37 млрд рублей. Однако введение в строй Саяно-Шушенской ГЭС не решит проблем отечественной энергетики. Выходящая из кризиса российская экономика требует все больше энергии, сейчас мы вновь находимся на докризисном уровне энергопотребления - 103 млрд кВт. До этого мы фиксировали спад на 7,1%.
Однако мы не можем испытывать особого оптимизма относительно строительства новых мощностей. Председатель Правительства РФ подчеркнул, что из привлеченных в энергетическую сферу финансовых средств, которые составили около 450 млрд рублей, реализовано только 270 млрд. В результате из 100 инвестиционных объектов лишь на 38 ведется полноценное строительство.
Наша задача – в реальных условиях обеспечить бесперебойное, безопасное снабжение электрической энергией производственных и социальных объектов страны.
Правовое поле
Для этого законодателями и Правительством Российской Федерации разработаны основные цели и задачи государственной политики в сфере гидроэнергетики, в частности принята Энергетическая стратегия России на период до 2030 года, утверждена Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики России до 2020 года и другие.
Перед нами в перспективе поставлена задача достижения нескольких целей. Прежде всего речь идет об обеспечении надежного и безопасного функционирования гидроэнергетических объектов, в том числе модернизации и техническом перевооружении действующих ГЭС, снижении степени износа основных производственных фондов и дальнейшем освоении гидропотенциала России в увязке со спросом на электроэнергию и режимами ее потребления.
Необходимо также обеспечить системную надежность единой энергосистемы России, создать экономические механизмы регулирования балансов и управления режимами параллельной работы с электроэнергетическими системами стран ближнего зарубежья.
Базовыми документами, устанавливающими основные условия параллельной работы ЕЭС России и энергосистем иностранных государств, в настоящее время являются:
Договор об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников СНГ от 25.11.1998 года;
Соглашение о транзите электрической энергии и мощности государств - участников СНГ от 25.01.2000 года.
Указанные документы носят рамочный характер и не предусматривают применения каких-либо санкций при их неисполнении. В связи с этим необходимо проработать вопрос участия энергосистем стран ближнего зарубежья в первичном и вторичном регулировании балансов мощности ЕЭС России, выработать согласованные технические и организационные решения, подготовить и заключить на межправительственном уровне соглашения об организации параллельной работы ЕЭС России и энергосистем стран ближнего зарубежья, устанавливающие взаимную ответственность участников параллельной работы за выполнение технологических и коммерческих требований.
Для этого необходимо внести изменения в правила и регламенты оптового рынка электрической энергии (мощности) и таможенное законодательство, предусматривающие создание работоспособных механизмов купли-продажи электроэнергии для компенсации небалансов, купли-продажи электроэнергии в целях оказания взаимопомощи в режиме параллельной работы (в том числе при встречных поставках), легитимных механизмов осуществления перемещения электроэнергии через сети соседних государств.
Перспективной целью является создание условий для объединения энергосистем Сибири и Востока нашей страны.
Для решения этой задачи необходимо обеспечить строительство новых генерирующих источников в Сибири и на Дальнем Востоке. Наиболее перспективными представляются новые мощности гидроэлектростанций.

Государство должно ужесточить существующий контроль над ключевыми инфраструктурными объектами, входящими в гидроэнергетический комплекс.
Для этого необходимо ввести в нормативную правовую базу новое понятие "стратегически важные для национальной безопасности производственные и технические объекты". Функционирование этих объектов связано со стратегическими рисками и требует особых условий государственного контроля за их эксплуатацией. В число таких объектов должны быть включены высоконапорные ГЭС большой мощности с гидросооружениями. Депутаты Государственной Думы совместно с Правительством работают над проектом федерального закона, регулирующим эту сферу. До конца этого года мы надеемся его принять.
Подготовка специалистов
Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере гидроэнергетики является кадровая политика.
Существующая сегодня система подготовки специалистов для работы на гидроэнергетических объектах не способна в полной мере обеспечить отрасль квалифицированными кадрами.
В отрасли отсутствует система повышения профессиональной квалификации главных технических специалистов и, как следствие, занижен порог персональной ответственности технических руководителей за вверенные объекты электроэнергетики.
Подготовка и системная переподготовка инженерных кадров, специалистов всех категорий должны находиться в прямом поле зрения Министерства энергетики. Необходимо проводить периодические аттестации управленческого персонала энергетических объектов и ремонтных служб на предмет их соответствия занимаемым должностям.
Следует восстановить систему профессионального образования рабочих кадров и организовать специализированные профессионально-технические училища. А также создать на электростанциях страны условия для постоянной рабочей практики учащихся энергетических специальностей и повышения квалификации действующего оперативного и ремонтного персонала.
Законотворчество по безопасности
Основой реализации энергетической политики государства является постоянно развивающаяся нормативно-правовая база.
В настоящее время в области гидроэнергетики действует порядка 960 нормативно-технических документов. Большинство из них было разработано и утверждено в 80-е годы и, естественно, нуждается в пересмотре и актуализации с учетом сегодняшних реалий.
При разработке и принятии нормативных правовых актов необходимо предусмотреть дальнейшее развитие системы государственного управления безопасностью гидротехнических сооружений, в том числе – совершенствовать систему государственного надзора, обеспечить повышение ответственности собственников за работу систем мониторинга и оценки состояния гидротехнических сооружений.
Огромные масштабы разрушений во время аварии 17 августа 2009 года на Саяно-Шушенской ГЭС, которые привели к гибели людей, возникновению дефицита электроэнергии, потерям в экономике региона и страны, заставили нас тщательно проработать все ключевые вопросы безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов. Государство уделило самое пристальное внимание расследованию причин аварии, выявлению ключевых проблем в отрасли и выработке предложений по предотвращению подобных происшествий в будущем. По инициативе Государственной Думы и ее Председателя Бориса Грызлова была создана парламентская комиссия по расследованию обстоятельств аварии, сопредседателем которой был я. Основной задачей комиссии была разработка предложений по внесению изменений в законодательную базу в энергетической сфере.
В своем отчете комиссия назвала рекомендательные предложения Правительству Российской Федерации и Федеральному Собранию. Мы считаем крайне необходимым:
- разработать и принять в приоритетном порядке пакет нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность стратегически важных для национальной безопасности производственных и технических объектов;
- выработать критерии оценки состояния энергетических объектов, в том числе безопасности, и закрепить их в технических регламентах;
- разработать Федерально-целевую программу модернизации электроэнергетики с комплексом мер по обеспечению необходимых объемов финансирования капитальных вложений в основные фонды отрасли;
- повысить эффективность государственного управления в сфере энергетики с целью ликвидации научно-технического и промышленного отставания энергетической отрасли и повышения надежности и безопасности функционирования и развития единой энергетической системы России;
- создать независимую структуру контроля, преобразовав Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору в Федеральную службу по атомному, технологическому и энергетическому надзору с консолидацией в рамках ее деятельности всех функций энергетического надзора и контроля и закрепить ее в ведении Правительства Российской Федерации;
- учитывая сокращение генерирующих мощностей Восточной Сибири и Дальнего Востока, проработать вопрос о приоритетном финансировании и ускорению ввода в действие гидроагрегатов ключевых гидростанций – Богучанской, Усть-Среднеканской и Бурейской ГЭС;
- обеспечить устойчивое энергоснабжение в замкнутых энергосистемах дальневосточных территорий России (в том числе Колымской, Сахалинской и Камчатской) с одновременным расширением строительства резервных линий электропередачи;
- внести изменения в Устав ОАО "РусГидро", определив приоритетной целью деятельности обеспечение безопасности и надежности эксплуатации оборудования, зданий и сооружений;
- создать систему подготовки и переподготовки главных специалистов, инженерных кадров и специалистов всех категорий, работающих в генерирующих и сетевых компаниях, проведения периодических аттестаций управленческого персонала энергетических объектов и ремонтных служб на предмет их соответствия занимаемым должностям;
- создать систему подготовки кадрового резерва, сформировать единый отраслевой научно-технический комплекс.
Сегодня гидроэнергетика требует перехода к современным методам проектирования оборудования, организации непрерывной связи исследовательских и проектных институтов, конструкторских бюро, предприятий-изготовителей с организациями, занимающимися эксплуатацией ГЭС.
При этом важную роль играет консолидация усилий Минэнерго России и Отделения энергетики, машиностроения, механики и процессов управления РАН в создании при их участии на базе существующих проектных и исследовательских институтов Центра современной гидроэнергетики с организацией государственной научно-технической экспертизы.
Сейчас на рассмотрении в Государственной Думе находятся проекты технических регламентов, два из которых - о безопасности электроустановок и о безопасности высоковольтного оборудования - приняты в первом чтении. Регламент о безопасности электрических станций и сетей мы планируем рассмотреть в ближайшее время.
Также в целях развития правовых норм, установленных Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» целесообразно в сжатые сроки разработать и принять технический регламент «О безопасности гидротехнических сооружений электрических станций».
Регламенты устанавливают обязательные требования к проектированию, строительству, эксплуатации объектов электроэнергетики, а также правилам и формам оценки соответствия объектов регулирования требованиям технического регламента, в том числе путем осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением требований технического регламента.
Вместе с тем установление требований только к процессам создания и эксплуатации отдельных объектов электроэнергетики без учета требований, предъявляемых к этим объектам как элементам единой энергосистемы, не может обеспечить безопасной и надежной работы всей электроэнергетической системы России.
Надзор и контроль
Вопросы обеспечения безопасности тесно связаны с мерами по обеспечению государственного контроля и надзора в электроэнергетике и гидроэнергетике. В связи с этим необходимо внести изменения в законодательство, предусматривающие возможность ведения постоянного контроля за критически важными, социально значимыми и потенциально опасными объектами энергетики.
Законодателям предстоит большая работа по изменению нормативно-правовой базы в соответствии с существующими требованиями безопасности, латание так называемых пробелов в законодательстве, приведение в соответствие с Водным и Градостроительным кодексами.
Мы прикладываем все усилия для ускорения согласования и принятия федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта".
Необходимо внести изменения в Федеральный закон "О техническом регулировании" в части обязательности применения национальных стандартов для особо опасных объектов регулирования. Ввести норму, допускающую в технических регламентах прямые ссылки на национальные стандарты. Установить, что национальные стандарты разрабатываются или уточняются вместе с разработкой соответствующего технического регламента.
С учетом того, что Федеральный закон "О техническом регулировании" закрепляет установление обязательных требований безопасности только к продукции, поступающей на рынок, целесообразно ускорить согласование и принятие федерального закона "О стандартизации" с более широкой областью применения для исключения существующих правовых противоречий и пробелов в стандартизации.
Национальная стандартизация, являясь важным фактором государственной социально-экономической политики, не используется в должной мере для повышения безопасности, надежности и конкурентоспособности продукции отечественного энергомашиностроения, в том числе и для гидроэнергетики. Проблема усугубляется также постепенным старением этой нормативной базы национальных стандартов. Научно-технический уровень действующих стандартов не в полной мере соответствует потребностям российского и глобальных рынков.
Очевидно, что действующие национальные стандарты вошли в серьезное противоречие с целями и приоритетами реформирования энергетики России и требуют приведения их в соответствие с последними научно-техническими достижениями.
Предстоит ликвидировать образовавшийся разрыв между научно-техническим уровнем национальных и международных стандартов. Применение международных стандартов в качестве основы для разработки национальных стандартов позволит передать в отрасль апробированные рынком современные технологии в области энергомашиностроения.
Ввести в уголовное и административное законодательство изменения в части усиления ответственности исполнителей всех уровней, включая руководителей и собственников электростанций, за несоблюдение правил эксплуатации технического оборудования и нарушение требований безопасной работы.
Внести изменения в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", предусматривающие включение в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию: эксплуатацию, проведение ремонтных и восстановительных работ в отношении оборудования гидроэлектростанций (включая гидроагрегаты), а также деятельность по производству электрической (тепловой) энергии.
Я перечислил далеко не все нормативные акты, над которыми работают депутаты Государственной Думы, реализуя рекомендации парламентской комиссии.
Правительство РФ также работает над изменением нормативно-правовой базы в части установления «Правил технологической работы электроэнергетических систем». Эти Правила установят требования к работе системы в целом, в том числе:
требования к проектированию энергосистемы;
планированию и управлению развитием энергосистемы;
формированию и распределению необходимых резервов мощностей в энергосистеме;
формированию перспективной структуры электрических сетей и оценке пропускной способности межсистемных электрических связей, устойчивости;
регулированию частоты электрического тока и перетоков активной мощности;
оптимизации установки регуляторов и регулированию напряжения и реактивной мощности в энергосистеме;
автоматическому противоаварийному управлению электроэнергетической системой.

Учитывая, что в соответствии с действующими нормативно- правовыми актами участие субъектов электроэнергетики в нормированном первичном регулировании частоты, автоматическом вторичном регулировании частоты и перетоков активной мощности, а также регулировании реактивной мощности не является обязательным для большинства генерирующих компаний, а для гидроэлектростанций с установленной мощностью более 100 МВт расходы на такое участие не компенсируются в рамках торговли электрической энергией и мощностью (за исключением первоочередного доступа на оптовый рынок электроэнергии), требуется принятие постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил оказания услуг по обеспечению системной надежности и изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам оказания услуг по обеспечению системной надежности".

Авария на СШГЭС выявила большой круг серьезных проблем, стоящих перед отраслью. В том числе поставила перед нами задачу серьезной корректировки системы управления энергетикой. И мы все должны быть готовы к решению этой задачи. Необходимо более активно привлекать экспертные профессиональные сообщества, такие как Российский национальный комитет по большим плотинам и отраслевые научно-технические советы к работе по обобщению передового международного опыта управления безопасностью гидроэнергетическими объектами, к экспертизе и разработке нормативно-правовой и технической документации.

Врезы
Необходимо более активно привлекать экспертные профессиональные сообщества, такие как Российский национальный комитет по большим плотинам и отраслевые научно-технические советы
***
Необходимо проработать вопрос о приоритетном финансировании и ускорению ввода в действие гидроагрегатов ключевых гидростанций – Богучанской, Усть-Среднеканской и Бурейской ГЭС
***
Государство должно ужесточить существующий контроль над ключевыми инфраструктурными объектами, входящими в гидроэнергетический комплекс.
***
Перспективной целью является создание условий для объединения энергосистем Сибири и Востока нашей страны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий