вторник, 27 июля 2010 г.

Настало время практической реализации

В 2008 году относительные потери электроэнергии в электросетевом хозяйстве составили 10,92%. При снижении потерь электроэнергии до среднего уровня развитых стран Евросоюза (7-8%) возможно высвободить до 2 ГВт электрической мощности, считает заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Сечин:
- В решении задачи по модернизации и технологическому развитию российской экономики, ее переводу на инновационные рельсы приоритетное значение имеет работа по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, поскольку энергоемкость отечественной экономики в два-три раза выше, чем в развитых странах мира.
После издания Указа Президента 4 июня 2008 года, принятия федерального закона об энергосбережении, разработки проекта госпрограммы энергосбережения пришло время практической реализации принятых решений, прежде всего в отношении секторов экономики с высоким потенциалом энергосбережения и инновационного развития. Среди них в первую очередь следует назвать ТЭК. Потенциал энергосбережения и повышения энергоэффективности в российской экономике составляет 421 млн тонн условного топлива в год, при этом в ТЭК он достигает более 50% от общего потенциала.
Резервы ТЭК
Основными направлениями работы по освоению резервов энергоэффективности и энергосбережения в секторах ТЭК являются: увеличение коэффициента извлечения нефти и глубина переработки нефти; рациональное использование попутного нефтяного газа – в настоящее время в факелах сжигается до 14,5 млрд куб. м; снижение уровня технологического потребления природного газа (приоритетное значение это имеет для обеспечения транспортировки газа, на которую у нас расходуется свыше 50 млрд куб. м в год); повышение КПД генерирующего оборудования – в текущем состоянии не превышает 33–38%; снижение потерь в электрических сетях – средний уровень 11%; внедрение новых технологий в добычу и переработку угля, в том числе извлечение метано-угольных пластов, технологий получения жидких топлив из угля и так далее. В добыче углеводородного сырья важнейшим элементом повышения энергоэффективности является увеличение коэффициента извлечения нефти.
Ухудшение ресурсной базы обусловливает необходимость комплексного подхода к разработке и обустройству месторождений. Главным принципом эффективной разработки месторождений необходимо утвердить комплексное объективное восприятие, отраженное в соответствующих геологических и гидродинамических моделях, а также в материальном балансе. Основанный на нем индивидуальный подбор передовых технологий, соответствующих жизненному циклу месторождения, позволит достичь наилучших результатов, а именно: добиться того самого максимального КИН (коэффициента извлечения нефти) при минимальных значениях водонефтяного фактора.
Еще одним существенным фактором повышения энергоэффективности в отрасли является рациональное использование попутного нефтяного газа; выделение ценных компонентов для газонефтехимии, в первую очередь этана, пропана, бутана, гелия; выработка электрической тепловой энергии, переработка для производства метанола; закачка в пласт для поддержания давления; водогазовое и газовое воздействие; сжижение сухого отбензиненного газа.
Разработанные нефтегазовыми компаниями программы нацелены на достижение 95% использования ПНГ к 2012 году. При этом вопросы рационального использования ПНГ рассматриваются в плоскости максимальной эффективности использования каждого его компонента. Данная задача сопряжена с тенденциями существенного изменения состава природного газа: в нем все больше жидких компонентов. В ресурсной базе основных регионов добычи природного газа, по оценке экспертов, содержание жидких компонентов должно вырасти в разы уже к 2015 году. Возникает справедливый вопрос: как наиболее эффективно использовать это ценное сырье? Основное направление – глубокая переработка в газонефтехимии.
Основными направлениями повышения эффективности в области транспортировки газа является повышение КПД газоперекачивающих агрегатов. КПД применяемых сегодня агрегатов составляет 27%. Лучший мировой опыт – 42%. Использование нового поколения отечественных агрегатов мощностью 25–32 мегаватт позволяет поднять КПД на уровень более 40%, практически соответствующий лучшим мировым образцам, и существенно снизить уровень эмиссии всех видов газов, в том числе парниковых. Текущий расход газа составляет порядка 59 млрд куб. м. Повышение КПД агрегатов позволяет сэкономить порядка 20 млрд куб. м в год. Применение высокопрочных труб различных классов большого диаметра (1420 мм) позволяет сократить металлоемкость газопровода на 13–15%. Это достигается за счет повышения давления в газопроводах и, следовательно, сокращает затраты на строительство. Использование труб с внутренним гладкостным покрытием позволяет уменьшить перепад давления и повысить пропускную способность трубы. Повышение рабочего давления до 11,8 МПа позволяет увеличить количество перекачиваемого газа при аналогичных внутренних геометрических параметрах трубы. Совокупное применение новых технических решений может позволить снизить удельные транспортные расходы в перспективе до 42%.
Основной статьей затрат при транспортировке нефти является потребление электрической энергии. Энергосберегающие мероприятия – это обеспечение эффективного диаметра нефтепровода за счет повышения эффективности очистки внутренней полости магистральной трубы от парафиновых отложений, снижение энергопотребления за счет замены электродвигателей с коэффициентом полезного действия до 92–94% с действующих 85%, оптимизация режимов перекачки нефти и внедрение программных средств контроля за режимами работы нефтепроводов. Этот комплекс мер позволит сократить расходы электропотребления на тонну транспортируемой нефти только в период с 2009 по 2011 год на 4,8%, а также довести удельные операционные тарифы на транспортировку нефти до лучших мировых показателей.
Переработка нефти в Российской Федерации исторически сформирована на принципе экстенсивного способа переработки при наличии достаточного количества нефти в отличие от зарубежной переработки, испытывающей постоянный дефицит сырья. Именно дефицит нефти является для зарубежных компаний движущим фактором для повышения глубины и эффективности переработки. В среднем российская нефтепереработка в настоящее время характеризуется низкими показателями качества: глубина – 72%, соотношение первичных процессов к вторичным – 52%, индекс Нельсона – 4,9. Комплекс мер по стимулированию эффективности нефтепереработки, а также необходимость достижения качества моторных топлив в соответствии с требованиями технического регламента инициировали планы нефтяных компаний по модернизации НПЗ с объемом финансирования порядка 1,5 трлн рублей до 2015 года. Данные направления развития нефтепереработки будут связаны с внедрением процессов гидрооблагораживания дизельного топлива, гидрокрекинга, каталитического крекинга вакуумного газойля и других технологических процессов, что требует создания новых мощностей, облагораживающих и углубляющих процессов, в два раза превосходящих действующие мощности. В результате показатель, характеризующий качество переработки – индекс Нельсона, достигнет 11–12, а глубина переработки – 83% с выходом светлых нефтепродуктов на уровне 77–78%.
Электроэнергетика
Еще большим потенциалом энергосбережения и повышения энергоэффективности располагает электроэнергетика. На действующих ТЭС удельные расходы топлива на производство электроэнергии постоянно снижались в течение последних десяти лет и в 2007 году достигли уровня 332,9 грамма условного топлива на киловатт-час, но начиная с 2008 года отмечается их рост. Поставлена задача снизить этот показатель до 318,1 грамма условного топлива к 2015 году, а к 2020-му – до 296,6 грамма условного топлива на киловатт-час. Удельные расходы топлива на производство тепловой энергии снижались вплоть до 2005 года и достигли 142,2 кг, а за последующие годы увеличились до 143,7.
Одна из основных причин роста удельных расходов топлива в электроэнергетике – резкое снижение когенерации, в том числе вследствие вытеснения ТЭЦ котельными. Причиной является недостаточная координация действий по развитию муниципальной и большой энергетики. В России доля электроэнергии, вырабатываемой на ТЭЦ в теплофикационном режиме, снизилась с 65% в 1980 году до 28,1% в 2008-м. Вопросы развития когенерации должны найти свое решение в проекте федерального закона о теплоснабжении, который дорабатывается в Государственной Думе.
Большие резервы энергосбережения и повышения энергоэффективности имеются в электросетевом хозяйстве. Это также касается и тепловых сетей. В 2008 году относительные потери электроэнергии в системе составили 10,92%. При снижении потерь электроэнергии в электрических сетях России до среднего уровня развитых стран Евросоюза, где этот показатель равняется 7–8%, возможно высвободить до 2 гигаватт электрической мощности. Благодаря введению долгосрочного рынка мощности будет обеспечен ввод порядка 24 гигаватт энергомощности до 2015 года, с применением новых технологий с повышенным КПД. При этом доля нового генерирующего оборудования в общем парке составит к 2015 году 52%, к 2020-му – 63% по сравнению с 8,7% в 2010-м. Оплата данной мощности, то есть возврат инвесторам в рынке мощности, составит ориентировочно 400 млрд рублей в год. Потенциал экономии энергоресурсов в угольной промышленности оценивается величиной до 28 млн тонн условного топлива в год. Удельные затраты энергии на добычу 1 тонны угля в среднем составляют 5,6 кг условного топлива. За счет мероприятий по энергоэффективности этот показатель может быть снижен до 4,7 кг условного топлива на тонну добытого угля.
К основным направлениям энергоэффективности в отрасли наряду со структурными преобразованиями по росту менее энергозатратного открытого способа добычи угля следует также отнести утилизацию шахтного метана. При этом ресурсная база метана угольных бассейнов России оценивается почти в 84 трлн куб. м. В настоящее время в Кузбассе «Газпромом» начата промышленная добыча метана из угольных пластов в Талдинском месторождении в целях использования его в качестве газомоторного топлива, для выработки энергии, а также для газификации предприятий угольной отрасли и населенных пунктов.
Системный подход
Следует отметить, что общий успех в снижении энергопотребления и повышении энергоэффективности в ТЭК будет зависеть во многом от принятия и реализации общесистемных решений, от успеха практики внедрения в экономику мер по стимулированию снижения удельного энергопотребления и повышения энергоэффективности, которые предусмотрены в принятом законе по энергоэффективности.
Также существенным препятствием повышения энергоэффективности являются избыточные требования к проектированию и эксплуатации объектов. В настоящий момент сложилась ситуация, при которой проектирование и эксплуатация объектов нефтегазопереработки и нефтегазохимии осуществляются в соответствии с нормами и правилами безопасности, сформированными в 30-е годы прошлого века. Существующая нормативная база регулирования безопасности содержит избыточные требования, требующие реализации неэффективных энергоемких технических решений. Идея оптимизации заключается в отказе от избыточных предписывающих требований при обеспечении достаточного уровня безопасности. Результатом отказа от избыточных нормативных правил и процедур, изложенных в более чем 250 нормативных документах министерств и ведомств, должно стать формирование перечня отраслевых прогрессивных технических регламентов по проектированию и эксплуатации объектов нефтегазопереработки и нефтехимии. В конечном итоге, с одной стороны, будет обеспечен необходимый уровень безопасности промышленных объектов, а с другой – инвестиции в строительство будут сокращены более чем на 30% за счет исключения избыточных требований.
Существенный вклад в повышение энергоэффективности должна внести отечественная машиностроительная отрасль. Для ликвидации отставания России от ведущих стран по энергоэффективности необходим качественный рывок в технологиях и оборудовании. Для повышения энергоэффективности нефтепереработки, нефтехимии требуется высокоэффективное оборудование, производство которого необходимо организовать на российских машиностроительных предприятиях. Целесообразно привлечь для разработки оборудования российские научно-исследовательские, проектно-конструкторские организации, а также рассмотреть вопрос приобретения лицензий на производство для сокращения сроков внедрения.
Шаг за шагом
Гарантированный сбыт этого оборудования, его востребованность создают надежную экономическую основу для организации его производства в Российской Федерации. Учитывая текущую экономическую ситуацию и выход на посткризисную траекторию развития, повышение энергоэффективности отраслей ТЭК целесообразно осуществлять поэтапно.
На первом этапе (2010–2015 годы) необходимо реализовать комплекс организационно-технических мероприятий на основе массового применения имеющихся типовых энергоэффективных проектов, внедрение уже апробированных технологий оборудования. Параллельно с этим на основе отечественного научно-технического и промышленного потенциала создавать новую инновационную продукцию для ТЭК и довести ее до промышленного применения, что позволит запустить как процесс модернизации самой энергетики, так и экономики страны.
На втором этапе (2015–2020 годы) необходимо обеспечить внедрение инноваций и создать задел для перехода к принципиально новым энергетическим технологиям, основанным на последних достижениях науки и техники. Такими прорывными технологиями, разработка которых осуществляется в рамках проекта «Инновационная энергетика», являющегося одним из шести проектов, утвержденных Комиссией по модернизации и технологическому развитию экономики, могут стать сверхпроводимость, интеллектуальные сети, включая накопители энергии, водородные технологии, а также использование возобновляемых источников энергии: энергии приливов, ветра, древесной биомассы и так далее.
Хотел бы обратить внимание на необходимость принятия нормативных правовых актов, стимулирующих реализацию проектов повышения энергоэффективности электроэнергетики на основе возобновляемых источников энергии в части компенсации стоимости технологического присоединения, установления надбавки к равновесной цене оптового рынка.
В целях обеспечения инновационного развития отраслей ТЭК необходимо подготовить комплекс мер по поддержке инвестиционной активности, в том числе этот комплекс мог бы предусматривать ускоренную амортизацию вводимого энергоэффективного оборудования, предоставление инвестиционных налоговых кредитов при внедрении энергоэффективного оборудования, отнесение затрат капитального характера, связанных с внедрением и применением технологий и техники по повышению нефтеотдачи пластов на себестоимость продукции.
Целенаправленная реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в ТЭК способна к 2015 году обеспечить экономию первичной энергии, эквивалент которой составит 51 млн тонн условного топлива, а к 2020 году – до 94 млн тонн условного топлива. Сегодняшняя динамика развития ТЭК стимулирует спрос на инновационные технологии в долгосрочной перспективе. Интеллектуальный потенциал российского ТЭК позволяет последнему стать не только крупнейшим потребителем передовых технологий и знаний, созданных всем миром, но и генератором собственных разработок. Сегодня мы можем говорить о передовых технологиях российского происхождения. Например, нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» довела за 15 лет уникальные разработки электродвигателя нового поколения, вентильного двигателя, от идеи до промышленной разработки; «Роснефть» является одним из лидеров гидродинамического моделирования; «Газпром» совместно с металлургами создал уникальные трубы по хладостойкости, по показателям коэффициента трения и другим.
При этом хотел бы отметить, что ряд технологий, применяемых в настоящее время в нефтедобыче, таких как гидроразрыв пласта и электроцентробежные насосы Reda, имеют российское происхождение. Метод ГРП был изобретен в СССР в 60-х годах, уникальную установку насоса Reda изобрел российский конструктор Арутюнов еще в 30-х годах. Но сегодня, к сожалению, мы получаем эти технологии в виде усовершенствованных и дорогих услуг от иностранных компаний. С учетом емкости российского рынка в этом сегменте, создающей таким образом объективную основу для привлечения иностранных партнеров, актуальным является вопрос более тесного взаимодействия с ними в целях технологического перевооружения отраслей ТЭК, в том числе путем создания совместных специализированных компаний. Одной из крайне интересных для нас тем является получение новейших технологий в области геофизики.
Кроме того, задачу по системному управлению инновациями и аккумулированию знаний не решить без создания «интеллектуального моста», соединяющего проблемы отрасли, научные разработки, внедрение в промышленность и подготовку кадров. Без налаживания четкой координации научно-технической деятельности в отрасли и создания инжиниринговых центров, обеспечивающих трансферт передовых технологий и реализацию отраслевых инвестиционных проектов, эту задачу тяжело решить. В наших условиях таким центром мог бы стать, по аналогии с французским Институтом нефти, например, Российский институт нефти и газа, способный обеспечить консолидацию научного, образовательного и производственного потенциала нефтегазовой отрасли для повышения инновационной активности. В связи с этим прошу рассмотреть возможность поручения Минэнерго и Министерству образования и науки детальной проработки данного проекта на базе Российского государственного университета нефти и газа имени Губкина.
Врезы:

Для ликвидации отставания России от ведущих стран по энергоэффективности необходим качественный рывок в технологиях и оборудовании
***

Успех в снижении энергопотребления и повышении энергоэффективности в ТЭК во многом будет зависеть от реализации общесистемных решений, от мер по стимулированию снижения удельного энергопотребления и повышения энергоэффективности
***
Прорывными технологиями могут стать сверхпроводимость, интеллектуальные сети, включая накопители энергии, водородные технологии, а также использование возобновляемых источников энергии: энергии приливов, ветра, древесной биомассы и т.д.
***
Необходимо принять нормативные правовые акты, стимулирующие повышение энергоэффективности электроэнергетики на основе возобновляемых источников энергии ***

Сегодняшняя динамика развития ТЭК стимулирует спрос на инновационные технологии в долгосрочной перспективе



Интеллектуальный потенциал российского ТЭК позволяет последнему стать не только крупнейшим потребителем передовых технологий и знаний, созданных всем миром, но и генератором собственных разработок

Комментариев нет:

Отправить комментарий