О роли ТЭК в экономике региона и о роли региона в экономике ТЭК, а также о роли нефтегазосервисных компаний в решении задач энергоэффективности - Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова:
- Ханты-Мансийский автономный округ с объемом валового регионального продукта почти в 2 трлн рублей занимает по этому показателю вторую позицию среди российских регионов. Если сравнивать структуру валового регионального продукта автономного округа и структуру потребления энергоресурсов по секторам экономики, то можно заметить, что наиболее энергоемким видом экономической деятельности является транспорт, который, с одной стороны, формирует структуру ВРП на 6%, а с другой - потребляет более 43% энергоресурсов. Вторым по энергозатратам является жилищно-коммунальный комплекс – это 1,6% валового регионального продукта и 40% от всех энергозатрат. Здесь доминирует ТЭК в большей своей части, но и социальный сектор ЖКХ играет свою роль.
Третий сектор – добыча полезных ископаемых. С одной стороны, в этом сегменте формируется около 70% валового регионального продукта, с другой – потребляется 16% всех энергоресурсов территории. То есть именно здесь мы получим наибольшую отдачу от инвестиций в мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности.
Опираясь на накопленный в округе практический и научный опыт в обсуждаемых вопросах, отмечу, что в области ТЭК все процессы тесно взаимосвязаны. Борьба за КИН и утилизацию попутного нефтяного газа, за подготовку и вовлечение в разработку новых месторождений, за обеспечение глубокой переработки нефти и газа среди прочих эффектов дает реальные результаты в части сбережения энергоресурсов. Например, по оценке СибНАЦа, Научно-аналитического центра рационального недропользования имени Шпильмана и Югорского НИИ информационных технологий, увеличение КИН к 2020 году в среднем до уровня 35–37% позволит увеличить запасы нефти на старых месторождениях на 2 млрд тонн. Для обеспечения названных выше работ используется такой инструмент, как нефтегазосервис. Оплата работ этих нефтегазосервисных компаний может осуществляться за счет прироста добычи нефти из выработанных месторождений по нефтегазосервисным контрактам. Подобная же схема заложена в федеральном законе об энергосбережении и повышении энергетической эффективности. Там предложены энергосервисные перфоманс-контракты, у нас – нефтегазосервисные. Правовая основа для этого, на наш взгляд, заложена в законе о недрах. В нем прямо указано на возможность заключения договоров с предпринимательским риском.
Организации, которые оказывают нефтегазосервисные услуги, как правило, локализуются в ресурсных регионах. На долю Югры в 2006–2008 годах пришлось около 50% от общего по стране объема нефтегазосервисных работ. Спрос на нефтегазосервис формируется созданием системы мотивации добывающих компаний, направленной на решение задач энергоэффективности.
Предложения об экономическом стимулировании со стороны государства прозвучали от нефтяников. Перечень сигналов административной мотивации уже содержится в проекте поручений Президента РФ. То есть роль автономного округа видится в создании условий для локализации присутствия нефтегазосервисных компаний, что включает в себя беспрепятственное предоставление офисов и земельных участков, подключение к энергетическим и коммунальным сетям, услугам связи, финансовым и банковским услугам. По сути, речь идет о создании на конкурентной основе технопарков с вовлечением в них как интеллектуального сегмента бизнеса, так и его производственной части: склады, логистика, производственные комплексы.
В отношении производственных комплексов подчеркну важность развития в их составе мощностей по производству оборудования. Как и ожидалось, несмотря на некоторые позитивные моменты, иностранные компании нам свои технологии передают неохотно. Пример - Западно-Сахалинское месторождение. В такой ситуации мы рискуем потерять национальную и профессиональную компетентность в этой сфере. Спрос на нефтегазосервисные услуги может также формироваться при полезном использовании попутного нефтяного газа. В Югре взят курс на стимулирование внутреннего использования сухого отбензиненного газа и на химическую переработку нефтехимического сырья – выделение широкой фракции легких углеводородов. Формируются инвестиционные площадки для создания мощностей таких производств. На сегодняшний день до 60% энергогенерации электричества и тепла в округе уже осуществляется через сжигание сухого отбензиненного газа. Изучается целесообразность промышленного переоборудования транспорта и введения новой топливной логистики для перевода муниципального транспорта на газомоторное топливо.
К этим направлениям кроме «Газпром ВНИИГАЗ» и открытого акционерного общества «Газпром Промгаз» подключился Сбербанк России. С последним мы принципиально договорились о финансовой и кредитной поддержке таких инициатив, в том числе с использованием механизмов торговли углеродными сертификатами.
Мы поддерживаем идею проведения совещания, которое Минэкономразвития предполагает организовать с главами субъектов Российской Федерации. В Уральском федеральном округе практикуется постоянная работа полпреда с губернаторами: еженедельно по самым актуальным вопросам принимаются все необходимые меры.
Врезы:
В Югре добыча полезных ископаемых дает около 70% валового регионального продукта и в этом секторе потребляется 16% всех энергоресурсов территории. То есть именно здесь кроется наибольшая отдача от инвестиций в мероприятия по энергосбережению и повышению энергоэффективности
***
Роль автономного округа мы видим в создании условий для локализации присутствия нефтесервисных компаний
Комментариев нет:
Отправить комментарий